Ставроша - добрая газета для мальчиков и девочек

С давних-предавних пор мечтали люди о чудесных сапогах-скороходах, путешествовать в которых куда быстрее и приятнее, чем пешком или на лошади. Но лишь в 1763 году русский мастер Ползунов, а через 20 лет после него англичанин Уатт изобрели первые паровые машины. Горят дрова или уголь в топке - кипит вода в котле - толкает пар поршни, а те - вертят через особый рычаг колесо. Всё, вроде бы, просто, а между тем такой двигатель сильнее даже целого табуна лошадей! Интересно, а с чего всё началось-то? Что до паровоза было?

А началось всё с "огненной тележки". Ее сделал в конце 18 века французский артиллерист Кюньо для того, чтобы побыстрее вывозить на поле боя тяжелые пушки. "Столь велика была сила её движения, - писали газеты, - что, встретивши на своем пути каменную стену, она сокрушила её с легкостью".

Английские инженеры решил не отставать и построили несколько многоместных паровых карет - можно сказать, первые в мире автобусы. Но вот беда, слишком уж тяжелыми для обычных дорог оказались эти сильные и быстроходные машины. На проселках то и дело увязали они в рыхлой земле, а на прочной, но зато не слишком ровной каменной мостовой, ломались от тряски. Надо было пустить паровик по гладким и прочным металлическим рельсам. И первым до этого додумался англичанин Тревитик в 1803 году. А вскоре его земляки - Джордж Стефенсон со своим сыном Робертом - усовершенствовали изобретение.

И вот 27 сентября 1825 года была открыта первая в мире паровая железная дорога между английскими городами Стоктоном и Дарлингтоном. Через 12 лет такая же появилась и у нас в России, связав Петербург и станцию Детское Село. Ну, а затем рельсовые пути быстро-быстро перепоясали чуть ли не весь земной шар - от полярных снегов до джунглей знойной Африки.

Исключительно удачным изобретением оказалась дымная и шумная на вид железная дорога! Если на лошадях, скажем, из Москвы в Петербург приходилось добираться целую неделю, то первый же поезд прошел этот путь всего за сутки, а уже к концу прошлого века продолжительность поездки и вовсе сократилась до нескольких часов!

Хороши были гиганты-паровозы, но чересчур уж сильно дымили, много топлива и воды требовали, тяжеловатыми оказывались даже для прочного рельсового пути. Взяли тогда американские инженеры и сто лет тому назад электрический двигатель к поезду приспособили. Получился электровоз - самая быстроходная из всех железнодорожных машин. Однако, электрическая сеть вдоль пути - штука сложная и дорогая, её лишь там устраивают, где много поездов проходит. А для небольших веток русские инженер Кузнецов и полковник Одинцов придумали в 1905 году тепловоз - машину с собственной электростанцией, приводимой в действие мощным дизельным двигателем...

Назад