Ставроша - добрая газета для мальчиков и девочек

Шелест листьев, звон капели, шум морского прибоя, звонок  телефона, гул взлетающего самолёта – всё это звуки мира, в котором мы живём. Мы говорим: «музыка дождя»,  «мелодия ручья», «птичьи трели», «симфония жизни». Действительно, из разнообразных звуков как бы сама собой складывается звуковая картина мира. Но это ещё не настоящая музыка.

 Но когда заиграют музыкальные инструменты или, послушный взмаху дирижёра, запоёт многоголосый хор, кажется, что все звуки, какие есть на свете, растворились в воздухе. В этот момент, словно волшебный ветер, уносит тебя в чудесную музыкальную страну.

 Часто страны или даже целые континенты ассоциируются у нас с определёнными музыкальными инструментами.  Мы говорим Африка, и тут же перед нами встают огромные барабаны. Вспоминаем Испанию, и перед нашими глазами возникает гитара.  А каков же, по мнению большинства, музыкальный символ России?

Вы правы, конечно. Балалайка – это тот инструмент, который олицетворяет нашу Родину. Вспомним  всем известную народную песню «Во поле берёза стояла». Есть там такие слова: «Сделаю с берёзы три гудочка, а четвёртую – балалайку». А в другой народной песне «Ах! Улица, улица широкая» поётся: «Как войду, войду я в сени новые, заиграю я на балалаечке!». Есть и загадки про балалайку:

 «В лесу выросло, из лесу вынесено, на руках плачет, а кто слушает -  скачет».

Пословицы и поговорки оттеняют характер этого инструмента, увязывают с ним характер и поступки того или иного человека.

Наш брат Исайка -  без струн балалайка.
На словах - что на гуслях, на деле – что на балалайке.

 Многочисленные частушки и припевки исполнялись чаще всего под балалаечный наигрыш.

Балалаечка гудит,     
Жалко милого будить…
Балалаечка -  гудок
Разорила весь домок.

Как на эту балалаечку
Навешаю цветов,
Чтобы эта балалаечка
Играла про любовь.

Вслушаемся в звучание самого слова «балалайка» или, как её  ещё называли, «балабайка». Очень похоже на слова балакать, балабонить, балагурить, что означает болтать, разговаривать попусту, пустозвонить. А эти слова в свою очередь произошли, по- видимому, от татарского слова бала – ребёнок, балалар – дети. Не правда ли, очень схоже со словом баловаться, то есть резвиться, ребячиться. Как верно передают эти понятия характер инструмента – звонкого, забавного, бренчливого. Способ игры определил своеобразие балалайки и богатство её выразительных возможностей. На балалайке играют пальцами и всей кистью  правой руки, левой при этом зажимая струны.

Широко был распространён этот инструмент в народе. Его не только можно было купить в любой мелочной лавке, но и легко изготовить самому. Старинные печатные свидетельства говорят о том, что балалайка была «в   великом употреблении» не только «между простым народом». Историки свидетельствуют  о том, что и в богатых домах и даже при царском дворе звучала балалайка.

 Не всегда корпус балалайки был треугольным, таким, каким мы привыкли видеть его сегодня. Когда-то давно инструмент имел и овальную форму, корпус изготавливали из … тыквы. Замечательный русский писатель  Н. В. Гоголь рассказывает, что в ход шли «…молдованские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные лёгкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня…»

 Жил более 200лет назад русский музыкант Иван Евстигнеевич Хандошкин. За ним утвердилась слава «первого сочинителя и игрока русских песен» и «первого виртуоза на балалайке». Его замечательный инструмент поражал современников особой чистотой и серебристой звонкостью звука. Его балалайка была с секретом: корпус, сделанный из тыквы, был проклеен внутри порошком битого хрусталя. Хрусталь и  создавал волшебное звучание обыкновенной балалайки.

 В начале XIX века у столь  популярного инструмента появились конкуренты, которые смогли почти полностью вытеснить балалайку из употребления. Вначале это была семиструнная гитара, а чуть позже гармонь. Трудно сказать, как сложилась бы судьба задорной трёхструнки, если бы не нашёлся человек, который  не только возродил балалайку, но и триумфально провёл её по всем лучшим сценам мира. Имя этого музыканта – Василий Васильевич Андреев. Но об этом в следующий раз.

Колеватых Светлана  Ивановна, преподаватель  ДШИ  им. М.А. Балакирева  г. Тольятти

Назад